?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хенрик Юрковский - о переменах в театре кукол во второй половине ХХ века:

== Точкой отсчёта стал, так называемый, "подражательный" /мимикрирующий/ театр кукол, который, получив импульсы от актёрского барочного театра, веками совершенствовал реалистическое мастерство и, в конце концов, нашёл свой идеал в представлениях Сергея Образцова и его последователей.

Образцов ˂...˃ добивался признания специфики театра кукол как вида театрального искусства. Эту специфику он связывал с материальной природой куклы. К сожалению, он не заметил, однако, как не заметили все кукольники его генерации, что специфика эта заключается не столько в форме и материальной сути сценического персонажа, сколько в самой его модели - сопряжении, связи актёра и куклы. Разоблачением этой специфики занялись артисты, которые вошли в театр кукол в 50-х годах. Ширма оказалась выброшенной на свалку. Актёр с куклой раскрывал публике не только пьесу, но и демонстрировал также все секреты своего ремесла. Одно изменение влекло за собой другое. Рядом с куклой и актёром поочерёдно появлялись маски, реквизит, предметы. Можно сказать, коллаж элементов, заимствованных у разных видов искусства. Так внутри театра кукол родился театр разных средств выразительности.

Разоблачение механизма театра кукол отчётливо показало, кто в его пределах является субъектом, а кто объектом. Актёр - субъект, находящийся на сцене и дающий жизнь кукле - объекту. Он дает жизнь, он демонстрирует, он говорит. Таким образом, театр кукол отбросил аристотелевскую модель драмы и начал "интриговать" с повествовательным (нарративным) театром. Вернулась давняя техника "повествования, рассказа событий" с использованием куклы как иллюстративного элемента. Она существенно отличается от Брехтовской концепции эпического театра, но нельзя не признать, что опыт Брехта и его преемников придавал отваги кукольникам в поисках способа повествования.

"Представление" перед публикой, неустанная "игра" театральных компонентов, увлечение драматическими структурами, свободная компоновка сюжетов и цитат из разнородных текстов всё больше и больше отдаляли кукольников от куклы, которая, когда то была изобретена для театра, чтобы царить в нём. Она превратилась в одно из многих средств выражения, применяемых в, так называемом, "театре кукол". Её серьёзным конкурентом стал предмет, который, меняя свои функции, потребительски завладел воображением молодых кукольников.

Откровенно говоря, в течение последнего полувека театр кукол полностью изменил свой облик. Ещё остались традиционные театры, такие, как сицилийские и бельгийские куклы или комедии Пульчинеллы, Панча и Джуди, но современный театр, по крайней мере, на фестивальных рынках, где наиболее остро демонстрируется погоня за новым, находится на противоположном полюсе. ==

Из статьи "Идеи постмодернизма и куклы", опубликованной в "Экране и Сцене" №48(618), декабрь 2001. Перевод с польского Ольги Глазуновой.

В интернете статья полностью здесь: http://www.booth.ru/teor_teatr_kuk/postmodern_jurkowski.shtml

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
krol_hydrops
Jan. 5th, 2016 12:24 am (UTC)
То есть как это?! Теперь почти во всех кукольных театрах вместе с куклами видно и куководов??
Или я чего-то не понял?
about_visotsky
Jan. 5th, 2016 12:56 am (UTC)
Да, Вы верно поняли. Автор оценивает это исключительно позитивно, а традиционный кукольный театр, когда актеров не видно, выбрасывает на мусорку.

Я собиралась сделать развернутый текст по поводу этой статьи и этой позиции, и устаревшей, как мне кажется, и очень опасной - в чем я уверена. Но узнала, что вчера автор отошел в иные миры, и - ну, в общем, не вовремя в такой момент разворачивать полемику. Отложила. А может, напишу на эту тему, но возьму другой повод, а эту статью только упомяну (автор был из самых авторитетных людей в области кукольного театра).
krol_hydrops
Jan. 5th, 2016 02:36 am (UTC)
Тогда и в кино надо, чтобы в каждом кадре маячила ряха режиссёра.
А то что это: актёров видно, а того, кто ими руководит - нет.
about_visotsky
Jan. 5th, 2016 12:03 pm (UTC)
Ну в кино актеры все-таки не совсем марионетки. :)

Меня другое сильно удивило: автор низводит куклу до уровня других физических предметов в спектакле: декораций, реквизита. Они все равно значимы. все оживляются (поэтому вместо слов "театр кукол" сейчас модно говорить "театр анимации", всеобщий такой оживляж. значится). И автор педалирует это низвержение куклы да еще и - ну естественно!, как жеж без этого, без этого теоретикам жизнь не в радость - подводит по сию конструкцию философскую базу, дескать, в центр выходит человек!

Я понимаю: автор - теоретик. Видать, всем теоретикам свойственно пускать по боку живую жизнь. Они почему-то все за единичным исключением решительно презирают жизнь, выбирают путь развода с нею, а не попыток объединить любимые теории и жизнь - зрителя, например, в одно целое. Может, поэтому у большинства теорий короткое дыхание, в отличие от жизни.

Впрочем, что это я... У классика короче и проще:

Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

ukr_teatr
Людмила Томенчук

Tags

Powered by LiveJournal.com