- Переходим к аматорам. Первыми в этой части программы выступили николаевцы: театр-студия "Остров" показал спектакль "Маугли" по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга (режиссер А.Никифоров).
"Маугли" по Р.Киплингу. Николаевский театр-студия "Остров".
Прежде всего надо отметить, что в спектакле множество участников – их и по сюжету должно быть много: стая волков, бандерлоги-обезьяны... Причем исполнители - это дети разного возраста, что усложняет задачу собрать их воедино. Но в данном спектакле это удалось, всё было исполнено детьми на едином дыхании.
"Маугли".
Спектакль привлек не только хорошо выстроенными массовыми сценами, в нем есть и выразительные индивидуальные персонажи. Это значит, что роли были точно распределены.
Слева направо: Н.Золотухин (Балу) и Н.Никифоров (Маугли) в спектакле "Маугли".
"Маугли" – спектакль яркий, пластически интересный, выстроенный. Он заслуженно принес николаевцам несколько призов: первое место среди любительских коллективов, призы за лучшую режиссуру (А.Никифоров), лучшую мужскую роль (Н.Никифоров), лучшую женскую роль второго плана (К.Михайлицкая - Табаки).
? – Еще один нюанс. В театрах нередко родственники руководителей играют ведущие роли и часто, к сожалению, не имея на это оснований. Чего не скажешь о николаевской постановке.
Н.Никифоров (Маугли) в спектакле "Маугли".
- Да, Н.Никифоров – действительно лидер труппы, он отменно подготовлен и пластически, и физически, его Маугли не только по сюжету, но и на самом деле главный герой.
Следующий участник фестивальной программы – мим-дуэт из Ровно "Next step" со спектаклем "Новость". Н.Гуц и Н.Козел показали фольклорную постановку с простой фабулой: жизнь женщины от рождения до смерти, – из земли вышла и в землю ушла.
Спектакль "Новина". Ровенский мим-дуэт "Next step".
Этот пластически выразительный спектакль – собственная постановка двух актрис: девушки работали без режиссера. Мы на обсуждении посоветовали им глубже изучить фольклор, так как спектакль нам показался довольно поверхностным, поэтому и пластические образы были не всегда внятными. Но, конечно, заслуживает всяческой поддержки прикосновение к истокам национальной украинской культуры. Сегодня это очень дорого и значимо. Мы слишком ударились в американизацию, увлечены всякими «шоу». Этим заражены, к сожалению, и наши драматические театры. Они умудряются даже классику превращать в нечто легковесное, гремяще-блестящее... Спектакль отмечен двумя призами: за пластическое решение, а также за лучшие женские роли – обеим актрисам.
Далее был спектакль по пьесе В.Рощина "Валентин и Валентина" народного драмтеатра "Факел" и молодежного театра-студии "Браво" из Харцызска (режиссер П.Приходько). Спектакль симпатичный, выстроенный. Общее впечатление ослабила невыразительность образа юной героини Валентины (Т.Улитенко), отчего не верилось в главное: в любовь между этими молодыми людьми.
Л.Витренко (мать Валентины) и Т.Улитенко (Валентина) в спектакле "Валентин и Валентина" М.Рощина. Харцызский народный драмтеатр "Факел" и молодежный театр-студия "Браво".
Слева направо: Р.Нагаева (мать Валентина) и М.Демидова (проводница) в спектакле "Валентин и Валентина".
При этом спектакль, как Вы помните, был горячо принят зрителями. Они видят во всем этом что-то свое. Очевидно, им близка сама проблема, сюжет – отношения подростков с родителями, со своими сверстниками.
Сцена из спектакля "Валентин и Валентина".
Этот спектакль занял второе место среди любительских коллективов и получил призы за лучшую женскую роль второго плана (мать Валентины в исполнении Р.Нагаевой) и за лучшую мужскую роль второго плана (В.Климец – буровик Володя).
Луганский народный музыкально-драматический театр "Буратино" показал спектакль "Полет волшебных цветов" по пьесе А.Шевченко "Колыбельная для Дэна" (режиссеры И.Ермолаева и Н.Литвиненко).
"Полет волшебных цветов" по мотивам пьесы А.Шевченко "Колыбельная для Дэна". Народный театр "Буратино" луганского дворца детского и юношеского творчества "Радость".
В нем была еще более заострена проблема улицы и детей, вырастающих в дефиците родительской любви. Дети дичают, не замечая, как улица превращает их в зверенышей. Тема актуальная и очень болезненная, но в этом спектакле она была подана натуралистично и прямолинейно. А хотелось бы художественного осмысления, чтобы смысл воплощался метафорически. Спектакль луганчан занял третье место среди аматоров и получил приз за лучшую режиссуру (И.Ермолаева и Н.Литвиненко).
Сцена из спектакля "Полет волшебных цветов".
? – У меня замечание по структуре: в спектакле стоило сократить середину, собственно событийный ряд (это, кстати, поубавило бы натурализма) и развернуть начальный эпизод – он был слишком кратким, отчего прошел незаметно главный мотив: всё начинается с одиночества ребенка в семье, это исток кошмарных событий, происходящих в середине. Тогда бы сюжет, событийный ряд не задавил тему, а раскрывал ее.
- Согласен. Потом мы смотрели спектакль по пьесе Н.Коляды "Игра в фанты" киевского театра-студии "Splash" (режиссер – В.Дальван). Ребята сразу показали нам "результат": представили своих героев негодяями. А если бы характеры раскрывались постепенно, и зритель мог бы следить, как обнаруживаются черные пятна в душах этих людей, наблюдать за происходящим на сцене было бы гораздо интереснее. Кстати, Вы совершенно правы: сам материал пьесы требует постепенного раскрытия характеров, таким образом обеспечивая развитие детективной линии, шаг за шагом раскрывая истинное содержание истории, подготавливается ее финал, когда безответственные игры-фантазии неповзрослевших молодых людей приводят к реальной смерти пожилой соседки.
"Игра в фанты" Н.Коляды. Киевский театр-студия "Splash".
Но при всем том ребята чувствовали себя на сцене свободно, показали хорошую ансамблевую игру. За лучший ансамбль они и получили приз. Отмечен и один из актеров: приз за лучшую мужскую роль второго плана получил В.Иващенко (Артем). Что меня еще удивило – реакция зрителей, они эту тему прочувствовали, эту боль через себя пропустили, очень активно реагировали...
? – Увы, не могу разделить Ваш оптимизм: не почувствовала я осознанной реакции зала. Не верю в нее еще и потому, что так и не поняла, зачем был поставлен спектакль, что театр хотел этим сказать. Если этого не увидел профессионал, не думаю, чтобы увидел зритель. Можно, конечно, сказать, что это постановка не для взрослой публики, а для молодежи. Ну тогда я бы не приняла спектакль, но поняла бы, зачем они взялись за этот материал, какую мысль, какую эмоцию хотели донести до зрителя. По-моему, активная реакция публики была откликом не на художественные качества спектакля, не на смысл происходящего на сцене, а на чисто внешние моменты: актеры молодые, полные жизненных сил, играют энергично...
"Игра в фанты".
- Ох... Это огромная проблема – зрительская реакция на спектакль. Я сейчас ставлю спектакль в одесском ТЮЗе и хочу понять, что в театре трогает молодых, достает до их душ и умов. Хожу по театрам, смотрю разные спектакли, наблюдаю за юными зрителями, и часто вижу такую картину: на сцене происходит нечто совершенно непостижимое, а дети в зале смотрят увлеченно и относятся к этому, как к искусству. То есть, мы прививаем дурной вкус, распространяем его. Зритель мельчает, а ответствен за это – театр. Дети не виноваты – ребенка чем накормить, то он и съест...
И последний спектакль фестивальной программы – "Зеркальная маска" Н.Гейлмана, представленный театральной группой "Номады" из Донецка (режиссер Н.Волчек).
"Зеркальная маска" Н.Гейлмана. Донецкая театральная группа "Номады".
Очень любопытный спектакль в плане поиска художественного выражения незамысловатого сюжета. Девочка, не желая того, глубоко оскорбила свою мать, а вскоре та заболела. Вину за эту болезнь дочь взяла на себя, и вот во сне она проходит сложный путь духовного очищения, осмысляя ту боль, которую принесла матери. В спектакле много выдумки, фантазии – и в костюмах, и в пластике. Прекрасные костюмы, маски (их, кстати, ребята делали своими руками).
"Зеркальная маска"
И темпоритм сценического существования, и решение пространства, – все компоненты спектакля произвели очень хорошее впечатление. Тем более что театр-то любительский. Эта постановка принесла донеччанам приз за креатив и новаторство.
Вот такие у меня впечатления от девяти спектаклей фестивальной программы.
? – Евгений Юзефович! Участие в одной программе профессиональных и любительских коллективов и наши впечатления от спектаклей провоцируют один вопрос. Понятно, что актер-профессионал должен уметь всё. А какова специфика актера-любителя? Что ему доступно сыграть, что нет? Этот вопрос подогревают, например, два последних спектакля любительских театров – "Игра в фанты" и "Зеркальная маска". Ребята на сцене интересные, чувствуют себя естественно, играют с охотой, а результат такой разный... В "Зеркальной маске" был взят материал, который по силам актерам-любителям. А психологический реалистический театр – это, мне кажется, не территория любительского театра. Если б пьесу Коляды поставил со своими студентами Бабаев, был бы совершенно другой спектакль. Пьеса требует психологического театра, с развитием характеров, отношений персонажей, и актер должен уметь это сыграть.
- Правильно! Я солидарен с Вашей мыслью о том, что изначальное отношение к актерам-любителям не должно быть профессионально требовательным, скажем так. Чего они не умеют? Они не владеют "высшей математикой" театрального искусства. К ней я отношу ощущение целостности спектакля, развития сквозного действия, и вместе с тем структурированности – деления спектакля на эпизоды, каждый из которых тоже выстроен. Вот Рихтер говорил: "Я когда сажусь за рояль играть крупную форму, я не могу взять первую ноту, пока не услышу, как звучит последняя".
? – Пока не ощутит всю форму целиком.
- Да, целое. Это то ощущение, которого у актера-любителя нет, и не обучите вы его этому.
? – Если ему бог не дал такого ощущения, но если дал...
- ... а если ему бог дал, так он идет в профессионалы! В любительском театре надо брать такую драматургию, чтобы задачей актера было создание убедительного характера, образа (это суть актерской игры, без чего нет актера), и только.
? – То есть чтобы материал не требовал развития внутри образа.
- Да. Это первое, и оно влечет за собой второе: раз режиссер не может возложить на актеров-любителей задачу создавать и удерживать целое, он должен построить спектакль так, чтоб актеры и не отвечали за это. То есть взять эту задачу целиком на себя, и у него есть масса возможностей решить ее не через актера, ведь театр – синтетическое искусство: в руках режиссера, кроме актерской игры, есть и другие средства воплощения замысла – музыка, свет, сценография, пластика.
На нынешнем фестивале мы видели удачные образцы таких спектаклей. И замечательно – что организаторы дают возможность коллективам не только выступить, но и посмотреть спектакли других участников, то есть аматорам поучиться у профессионалов: это делает фестиваль не только праздником театра, но и творческой лабораторией.
Поэтому после каждого спектакля идет его подробное обсуждение с постановщиками, руководителями коллективов. И состав жюри явно подобран с учетом такой творческой работы: в него входят опытные режиссеры, актеры, педагоги. Такая направленность фестиваля естественна, ведь его организатор – учебное заведение, Луганская государственная академия культуры и искусств (ЛГАКИ).
Поэтому в программе фестиваля кроме спектаклей есть и мастер-классы. На нынешнем фестивале их было три: я проводил мастер-класс по режиссуре и мастерству актера, по мастерству актера и сценической пластике с ребятами работал режиссер и актер Луганского украинского муздрамтеатра А.Яворский, а по гриму и прическам – художник, преподаватель Одесского театрально-художественного училища О.Азаренко.
В разговоре с Е.Гимельфарбом мы затронули тему публики, зрительского восприятия происходящего на сцене. За последние десятилетия по разным причинам, как общественного, так и внутритеатрального свойства, театры во многом растеряли своего постоянного зрителя. Слой театральной публики с развитым художественным чутьем, вкусом, истончал. А того нового зрителя, который охотно сегодня идет в театр, надо воспитывать. И вот в этой связи очень важна еще одна особенность луганского фестиваля "ArtEast".
Понятно, что у кафедры театрального искусства ЛГАКИ, которая проводит этот фестиваль, есть, так сказать, прикладная цель: отбор будущих студентов среди любительских коллективов. Но по всему, что мы видели и в чем участвовали, с первой до последней минуты фестиваля, было ясно, что для заведующего кафедрой Владимира Сагана и его сотрудников эта прикладная цель, личная заинтересованность в абитуриентах – не главное. А главное – атмосфера творчества, созидания. Отсюда и высокий уровень проведения фестиваля, и заряженность на дело, и радушие. Такая атмосфера ориентирует, воспитывает и студентов, и просто зрителей, которые три фестивальных дня заполняли зал Академии. Вот так и воспитывают и будущих актеров, и зрителя. Работа эта долгая, кропотливая, ее продолжит следующий фестиваль, за ним еще и еще...
Организаторы фестиваля настроены на работу, они любят ее и у них всё здорово получается. Луганский открытый молодежный театральный фестиваль стал традиционным, он будет проходить раз в два года. На очереди следующий шаг: "ArtEast" имеет все основания расширить свои границы и стать международным.