Людмила Томенчук (ukr_teatr) wrote,
Людмила Томенчук
ukr_teatr

Categories:

Фестивали. Луганск. "ArtEast"-2013 (II)

Е.Гимельфарб продолжает делиться впечатлениями от спектаклей фестиваля:

- Переходим к аматорам. Первыми в этой части программы выступили николаевцы: театр-студия "Остров" показал спектакль "Маугли" по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга (режиссер А.Никифоров).


"Маугли" по Р.Киплингу. Николаевский театр-студия "Остров".

Прежде всего надо отметить, что в спектакле множество участников – их и по сюжету должно быть много: стая волков, бандерлоги-обезьяны... Причем исполнители - это дети разного возраста, что усложняет задачу собрать их воедино. Но в данном спектакле это удалось, всё было исполнено детьми на едином дыхании.


"Маугли".

Спектакль привлек не только хорошо выстроенными массовыми сценами, в нем есть и выразительные индивидуальные персонажи. Это значит, что роли были точно распределены.


Слева направо: Н.Золотухин (Балу) и Н.Никифоров (Маугли) в спектакле "Маугли".

"Маугли" – спектакль яркий, пластически интересный, выстроенный. Он заслуженно принес николаевцам несколько призов: первое место среди любительских коллективов, призы за лучшую режиссуру (А.Никифоров), лучшую мужскую роль (Н.Никифоров), лучшую женскую роль второго плана (К.Михайлицкая - Табаки).

? – Еще один нюанс. В театрах нередко родственники руководителей играют ведущие роли и часто, к сожалению, не имея на это оснований. Чего не скажешь о николаевской постановке.


Н.Никифоров (Маугли) в спектакле "Маугли".

- Да, Н.Никифоров – действительно лидер труппы, он отменно подготовлен и пластически, и физически, его Маугли не только по сюжету, но и на самом деле главный герой.

Следующий участник фестивальной программы – мим-дуэт из Ровно "Next step" со спектаклем "Новость". Н.Гуц и Н.Козел показали фольклорную постановку с простой фабулой: жизнь женщины от рождения до смерти, – из земли вышла и в землю ушла.




Спектакль "Новина". Ровенский мим-дуэт "Next step".

Этот пластически выразительный спектакль – собственная постановка двух актрис: девушки работали без режиссера. Мы на обсуждении посоветовали им глубже изучить фольклор, так как спектакль нам показался довольно поверхностным, поэтому и пластические образы были не всегда внятными. Но, конечно, заслуживает всяческой поддержки прикосновение к истокам национальной украинской культуры. Сегодня это очень дорого и значимо. Мы слишком ударились в американизацию, увлечены всякими «шоу». Этим заражены, к сожалению, и наши драматические театры. Они умудряются даже классику превращать в нечто легковесное, гремяще-блестящее... Спектакль отмечен двумя призами: за пластическое решение, а также за лучшие женские роли – обеим актрисам.

Далее был спектакль по пьесе В.Рощина "Валентин и Валентина" народного драмтеатра "Факел" и молодежного театра-студии "Браво" из Харцызска (режиссер П.Приходько). Спектакль симпатичный, выстроенный. Общее впечатление ослабила невыразительность образа юной героини Валентины (Т.Улитенко), отчего не верилось в главное: в любовь между этими молодыми людьми.


Л.Витренко (мать Валентины) и Т.Улитенко (Валентина) в спектакле "Валентин и Валентина" М.Рощина. Харцызский народный драмтеатр "Факел" и молодежный театр-студия "Браво".


Слева направо: Р.Нагаева (мать Валентина) и М.Демидова (проводница) в спектакле "Валентин и Валентина".

При этом спектакль, как Вы помните, был горячо принят зрителями. Они видят во всем этом что-то свое. Очевидно, им близка сама проблема, сюжет – отношения подростков с родителями, со своими сверстниками.


Сцена из спектакля "Валентин и Валентина".

Этот спектакль занял второе место среди любительских коллективов и получил призы за лучшую женскую роль второго плана (мать Валентины в исполнении Р.Нагаевой) и за лучшую мужскую роль второго плана (В.Климец – буровик Володя).

Луганский народный музыкально-драматический театр "Буратино" показал спектакль "Полет волшебных цветов" по пьесе А.Шевченко "Колыбельная для Дэна" (режиссеры И.Ермолаева и Н.Литвиненко).


"Полет волшебных цветов" по мотивам пьесы А.Шевченко "Колыбельная для Дэна". Народный театр "Буратино" луганского дворца детского и юношеского творчества "Радость".

В нем была еще более заострена проблема улицы и детей, вырастающих в дефиците родительской любви. Дети дичают, не замечая, как улица превращает их в зверенышей. Тема актуальная и очень болезненная, но в этом спектакле она была подана натуралистично и прямолинейно. А хотелось бы художественного осмысления, чтобы смысл воплощался метафорически. Спектакль луганчан занял третье место среди аматоров и получил приз за лучшую режиссуру (И.Ермолаева и Н.Литвиненко).


Сцена из спектакля "Полет волшебных цветов".

? – У меня замечание по структуре: в спектакле стоило сократить середину, собственно событийный ряд (это, кстати, поубавило бы натурализма) и развернуть начальный эпизод – он был слишком кратким, отчего прошел незаметно главный мотив: всё начинается с одиночества ребенка в семье, это исток кошмарных событий, происходящих в середине. Тогда бы сюжет, событийный ряд не задавил тему, а раскрывал ее.

- Согласен. Потом мы смотрели спектакль по пьесе Н.Коляды "Игра в фанты" киевского театра-студии "Splash" (режиссер – В.Дальван). Ребята сразу показали нам "результат": представили своих героев негодяями. А если бы характеры раскрывались постепенно, и зритель мог бы следить, как обнаруживаются черные пятна в душах этих людей, наблюдать за происходящим на сцене было бы гораздо интереснее. Кстати, Вы совершенно правы: сам материал пьесы требует постепенного раскрытия характеров, таким образом обеспечивая развитие детективной линии, шаг за шагом раскрывая истинное содержание истории, подготавливается ее финал, когда безответственные игры-фантазии неповзрослевших молодых людей приводят к реальной смерти пожилой соседки.


"Игра в фанты" Н.Коляды. Киевский театр-студия "Splash".

Но при всем том ребята чувствовали себя на сцене свободно, показали хорошую ансамблевую игру. За лучший ансамбль они и получили приз. Отмечен и один из актеров: приз за лучшую мужскую роль второго плана получил В.Иващенко (Артем). Что меня еще удивило – реакция зрителей, они эту тему прочувствовали, эту боль через себя пропустили, очень активно реагировали...

? – Увы, не могу разделить Ваш оптимизм: не почувствовала я осознанной реакции зала. Не верю в нее еще и потому, что так и не поняла, зачем был поставлен спектакль, что театр хотел этим сказать. Если этого не увидел профессионал, не думаю, чтобы увидел зритель. Можно, конечно, сказать, что это постановка не для взрослой публики, а для молодежи. Ну тогда я бы не приняла спектакль, но поняла бы, зачем они взялись за этот материал, какую мысль, какую эмоцию хотели донести до зрителя. По-моему, активная реакция публики была откликом не на художественные качества спектакля, не на смысл происходящего на сцене, а на чисто внешние моменты: актеры молодые, полные жизненных сил, играют энергично...


"Игра в фанты".

- Ох... Это огромная проблема – зрительская реакция на спектакль. Я сейчас ставлю спектакль в одесском ТЮЗе и хочу понять, что в театре трогает молодых, достает до их душ и умов. Хожу по театрам, смотрю разные спектакли, наблюдаю за юными зрителями, и часто вижу такую картину: на сцене происходит нечто совершенно непостижимое, а дети в зале смотрят увлеченно и относятся к этому, как к искусству. То есть, мы прививаем дурной вкус, распространяем его. Зритель мельчает, а ответствен за это – театр. Дети не виноваты – ребенка чем накормить, то он и съест...

И последний спектакль фестивальной программы – "Зеркальная маска" Н.Гейлмана, представленный театральной группой "Номады" из Донецка (режиссер Н.Волчек).




"Зеркальная маска" Н.Гейлмана. Донецкая театральная группа "Номады".

Очень любопытный спектакль в плане поиска художественного выражения незамысловатого сюжета. Девочка, не желая того, глубоко оскорбила свою мать, а вскоре та заболела. Вину за эту болезнь дочь взяла на себя, и вот во сне она проходит сложный путь духовного очищения, осмысляя ту боль, которую принесла матери. В спектакле много выдумки, фантазии – и в костюмах, и в пластике. Прекрасные костюмы, маски (их, кстати, ребята делали своими руками).




"Зеркальная маска"

И темпоритм сценического существования, и решение пространства, – все компоненты спектакля произвели очень хорошее впечатление. Тем более что театр-то любительский. Эта постановка принесла донеччанам приз за креатив и новаторство.

Вот такие у меня впечатления от девяти спектаклей фестивальной программы.

? – Евгений Юзефович! Участие в одной программе профессиональных и любительских коллективов и наши впечатления от спектаклей провоцируют один вопрос. Понятно, что актер-профессионал должен уметь всё. А какова специфика актера-любителя? Что ему доступно сыграть, что нет? Этот вопрос подогревают, например, два последних спектакля любительских театров – "Игра в фанты" и "Зеркальная маска". Ребята на сцене интересные, чувствуют себя естественно, играют с охотой, а результат такой разный... В "Зеркальной маске" был взят материал, который по силам актерам-любителям. А психологический реалистический театр – это, мне кажется, не территория любительского театра. Если б пьесу Коляды поставил со своими студентами Бабаев, был бы совершенно другой спектакль. Пьеса требует психологического театра, с развитием характеров, отношений персонажей, и актер должен уметь это сыграть.

- Правильно! Я солидарен с Вашей мыслью о том, что изначальное отношение к актерам-любителям не должно быть профессионально требовательным, скажем так. Чего они не умеют? Они не владеют "высшей математикой" театрального искусства. К ней я отношу ощущение целостности спектакля, развития сквозного действия, и вместе с тем структурированности – деления спектакля на эпизоды, каждый из которых тоже выстроен. Вот Рихтер говорил: "Я когда сажусь за рояль играть крупную форму, я не могу взять первую ноту, пока не услышу, как звучит последняя".

? – Пока не ощутит всю форму целиком.

- Да, целое. Это то ощущение, которого у актера-любителя нет, и не обучите вы его этому.

? – Если ему бог не дал такого ощущения, но если дал...

- ... а если ему бог дал, так он идет в профессионалы! В любительском театре надо брать такую драматургию, чтобы задачей актера было создание убедительного характера, образа (это суть актерской игры, без чего нет актера), и только.

? – То есть чтобы материал не требовал развития внутри образа.

- Да. Это первое, и оно влечет за собой второе: раз режиссер не может возложить на актеров-любителей задачу создавать и удерживать целое, он должен построить спектакль так, чтоб актеры и не отвечали за это. То есть взять эту задачу целиком на себя, и у него есть масса возможностей решить ее не через актера, ведь театр – синтетическое искусство: в руках режиссера, кроме актерской игры, есть и другие средства воплощения замысла – музыка, свет, сценография, пластика.

На нынешнем фестивале мы видели удачные образцы таких спектаклей. И замечательно – что организаторы дают возможность коллективам не только выступить, но и посмотреть спектакли других участников, то есть аматорам поучиться у профессионалов: это делает фестиваль не только праздником театра, но и творческой лабораторией.

Поэтому после каждого спектакля идет его подробное обсуждение с постановщиками, руководителями коллективов. И состав жюри явно подобран с учетом такой творческой работы: в него входят опытные режиссеры, актеры, педагоги. Такая направленность фестиваля естественна, ведь его организатор – учебное заведение, Луганская государственная академия культуры и искусств (ЛГАКИ).

Поэтому в программе фестиваля кроме спектаклей есть и мастер-классы. На нынешнем фестивале их было три: я проводил мастер-класс по режиссуре и мастерству актера, по мастерству актера и сценической пластике с ребятами работал режиссер и актер Луганского украинского муздрамтеатра А.Яворский, а по гриму и прическам – художник, преподаватель Одесского театрально-художественного училища О.Азаренко.

В разговоре с Е.Гимельфарбом мы затронули тему публики, зрительского восприятия происходящего на сцене. За последние десятилетия по разным причинам, как общественного, так и внутритеатрального свойства, театры во многом растеряли своего постоянного зрителя. Слой театральной публики с развитым художественным чутьем, вкусом, истончал. А того нового зрителя, который охотно сегодня идет в театр, надо воспитывать. И вот в этой связи очень важна еще одна особенность луганского фестиваля "ArtEast".

Понятно, что у кафедры театрального искусства ЛГАКИ, которая проводит этот фестиваль, есть, так сказать, прикладная цель: отбор будущих студентов среди любительских коллективов. Но по всему, что мы видели и в чем участвовали, с первой до последней минуты фестиваля, было ясно, что для заведующего кафедрой Владимира Сагана и его сотрудников эта прикладная цель, личная заинтересованность в абитуриентах – не главное. А главное – атмосфера творчества, созидания. Отсюда и высокий уровень проведения фестиваля, и заряженность на дело, и радушие. Такая атмосфера ориентирует, воспитывает и студентов, и просто зрителей, которые три фестивальных дня заполняли зал Академии. Вот так и воспитывают и будущих актеров, и зрителя. Работа эта долгая, кропотливая, ее продолжит следующий фестиваль, за ним еще и еще...

Организаторы фестиваля настроены на работу, они любят ее и у них всё здорово получается. Луганский открытый молодежный театральный фестиваль стал традиционным, он будет проходить раз в два года. На очереди следующий шаг: "ArtEast" имеет все основания расширить свои границы и стать международным.
Tags: "Валентин и Валентина", "Зеркальная маска", "Игра в фанты", "Колыбельная для Дэна", "Маугли", "Новина", "Полет волшебных цветов", arteast-2013, Азаренко О., Волчек Н., Гейлман Н., Гимельфарб Е., Гуц Н., Дальван В., Донецкая театральная группа "Номады", Ермолаева И., Иващенко В., Киевский театр-студия "Splash", Киплинг Р., Климец В., Козел Н., Коляда Н., Литвиненко Н., Луганская академия культуры и искусств, Луганский театр "Буратино", Михайлицкая К., Нагаева Р., Никифоров А., Никифоров Н., Николаевский театр-студия "Остров", Приходько П., Ровенский мим-дуэт "Next step", Рощин В., Саган В., Улитенко Т., Харцызский театр "Факел", Харцызский театр-студия "Браво", Шевченко А., Яворский А., любительский театр, фестиваль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments