?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В середине ноября в Луганске проходил второй всеукраиснкий открытый молодежный театральный фестиваль "ArtEast". Хозяин фестиваля, его учредитель и организатор – Луганская государственная академия культуры и искусств (ЛГАКИ). Инициатор фестиваля – кафедра театрального искусства ЛГАКИ. Четыре фестивальных дня – это красочное открытие, девять спектаклей, три мастер-класса, профессиональные дискуссии, интервью. "ArtEast" – конкурсный фестиваль, главная награда – Гран-при, плюс классический перечень номинаций: лучшая режиссура, лучшая женская и мужская роли, и так далее. Участвовать в фестивале могут как профессиональные, так и любительские молодежные театральные коллективы. Еще одна особенность ArtEast’а: коллективы-участники, а не только их руководители, приглашаются на всё время фестиваля, то есть могут не только себя показать, но и других посмотреть, принять участие в мастер-классах и других мероприятиях фестиваля.

Своими впечатлениями о спектаклях делится председатель жюри, известный украинский режиссер и педагог Евгений Гимельфарб.


Е.Гимельфарб на Луганском молодежном театральном фестивале ArtEast. Ноябрь 2013. Фото В.Сагана

Е.Гимельфарб:

- Для фестивальной программы огромную роль играет начало, – спектакль, открывающий фестиваль. Первыми на сцену Луганской академии культуры и искусств вышли артисты одесского театра "На Чайной" со спектаклем "Если бы акулы стали людьми" по Брехту (режиссер О.Кондратьева). Таким образом фестивалю был задан высокий театральный уровень. Этот спектакль поставлен на остроактуальную тему влияния тоталитарного режима на социум, на сознание граждан, особенно молодежи. Материал острый, связанный с конкретным явлением – германским фашизмом. Это было давно и не у нас, но оказалось злободневным здесь и сейчас. Одесситы сыграли спектакль с полным осознанием темы и на очень хорошем профессиональном уровне. Но он у них не был цельным. Спектакль состоит из двух новелл – по двум пьесам Брехта: "Жена еврейка" и "Шпион". Первой из них не хватило внятной кульминации и четкого финала, она была несколько монотонна. Зато вторая часть сыграна активно, и даже чересчур: актеры слишком рано взвинтили темп, накалили атмосферу. Они-то продержались в таком горячечном состоянии своих персонажей до конца спектакля, но не было должного развития внешнего и особенно внутреннего действия.




"Если бы акулы были людьми" по Б.Брехту. Одесский театр "На Чайной". Вторая новелла, "Шпион". Первое фото: Т.Параскева – служанка. Второе фото (слева направо): А.Онищенко – Карл, В.Костырка – Клаус-Генрих, Е.Юзвак – фрау Фурке. Фото с сайта театра (http://tea-atr.com/show/7).

? – У въедливого критика тут же возникнет вопрос: а за что ж "драгоценное жюри" – в которое мы с Вами входили, а Вы были его председателем – дало этому спектаклю Гран-при?

- Я скажу, за что. Прежде всего за злободневную тему. Скорее всего, именно это произвело сильное впечатление на членов жюри.

? – И за мощную реакцию зрителей.

- Да. Хотя реакция публики – явление неоднозначное, на что только не реагировали мощно наши зрители... Но это уже другая тема. Отвечая на Ваш вопрос, я должен себя обелить, я-то предложил дать Гран-при другому спектаклю – постановке по рассказам В.Шукшина "Светлые души" студенческого театра "Мастерская Бабаева" киевской академии эстрадного и циркового искусства (режиссер – художественный руководитель курса Д.Бабаев). Этот спектакль на меня произвел сильнейшее впечатление по всем параметрам.

? – Поскольку в этом вопросе мы с Вами оказались по разные стороны баррикад – я голосовала за Гран-при театру "На Чайной", – прежде чем мы перейдем к киевской постановке, озвучу свои резоны. Спектакль одесситов для меня был театральнее, разнообразнее по средствам выразительности (можно говорить о стильности его зрительного ряда, что прекрасно передают фотографии).




"Если бы акулы были людьми". Первая новелла "Жена еврейка". Юдифь Кейт – Е.Юзвак, Фриц – А.Онищенко. Фото с сайта театра (http://tea-atr.com/show/7).

Но концентрация на актере киевской постановки – не недостаток, она понятна и закономерна: это учебный спектакль актерского курса. Я предпочла спектакль одесситов также за бОльшую цельность, выразительность режиссерского построения. И еще у него было длиннее дыхание: я имею в виду прежде всего отличную игру актрисы Е.Юзвак в первой новелле, она мастерски разматывала клубок, постепенно раскрывая суть происходящего и во внешнем, событийном смысле (шаг за шагом раскрывалась истинная суть ее поездки "на пару недель", "повидать друзей", и в итоге мы поняли, что это отъезд навсегда, бегство в попытке спасти жизнь – и мужа, и свою), и во внутреннем, когда начальное волнение, казавшееся обычным спутником предотъездной суеты, обращалось безысходным ужасом перед окружающей реальностью. Это было очень сильно.


"Если бы акулы были людьми". Новелла "Жена еврейка". Юдифь Кейт – Е.Юзвак. Фото с сайта театра (http://tea-atr.com/show/7).

- В противоположность сказанному Вами, мне в одесском спектакле не хватило четкой режиссуры. А в шукшинском спектакле "Мастерской Бабаева" я увидел четкую, конкретную режиссуру. Во-первых, в каждой новелле, а их здесь пять, была четкая кульминация, переходы от новеллы к новелле выстроены через литературный текст, который был точно, осознанно донесен зрителю. Кроме того, новеллы были расположены по нарастанию ("Светлые души", "Артист Федор Грай", "Ваня, ты как здесь?", "Чудик", "Три грации"), и последней была самая эмоциональная, волнующая – "Стёпка". А прекрасные танцевальные связки между новеллами! Вы говорите, студенческий спектакль. Да. И студенты на высоком профессиональном уровне воплотили всё, что было вложено в постановку режиссером, их педагогом. И главное, почему для меня этот спектакль режиссерский, а не актерский: в нем режиссер умер в актерах! Всё было вложено и передано через актеров. Вот это для меня высший пилотаж.


Слева направо: Е.Овчаров и С.Сосновцев в спектакле "Светлые души" по рассказам В.Шукшина. Студенческий театр "Мастерская Бабаева" Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства.

И это тем более ценно, что сегодня сценические подмостки заполнили бесконечные шоу, когда режиссеры из кожи вон лезут, чтобы спектакль мелькал в глазах зрителей, долбил им по ушам, оглушал и ослеплял их. Зритель выходит с такого спектакля: да-а! впечатление колоссальное! А о чем там было, про что, зачем? – кто его знает. И пошли себе спокойненько: аттракцион окончен.

Но жюри есть жюри: большинство проголосовало за одесситов. Значит, вы были правы, значит, я чего-то не досмотрел.


Слева направо: М.Грибачева, А.Попова и А.Урабнская в спектакле "Светлые души".

? – Ну почему... Это как раз тот случай, когда можно понять обе точки зрения, и правота-неправота не определяются однозначно.

- Да, возможно. Вот, видите, по ходу дела я охарактеризовал и второй спектакль. Есть и моя личная слабость к спектаклю киевлян: я десять лет прожил в Сибири – в Барнауле, рядом со Сростками, я там Шукшиным надышался, ощущал его корни, токи, питавшие его... Я сам ставил Шукшина, и, может быть, с этим спектаклем я окунулся в свои молодые годы, в период моего профессионального становления.

? – В игре студентов Бабаева я узнала черты актерской манеры самого мастера. Внимание и любовь к деталям, внутренняя солнечность, удовольствие от игры, вкус к жизни, – то, что в любой роли несет сам Бабаев, он успешно воспитывает и в своих учениках.


Сцены из спектакля "Светлые души".

- И третий спектакль в категории профессионалов сыграли студенты третьего курса Днепропетровского театрально-художественного колледжа – "Гей ти, здрастуй!" Г.Мамлина (режиссер – художественный руководитель курса Г.Бабий). Перед педагогом стояла проблема: курс большой, а драматургия рассчитана на двух исполнителей – парня и девушку. Г.Бабий сделал любопытный ход: разделил весь курс на пары и каждой дал по эпизоду, таким образом заняв в постановке всех.








"Гей ты, здравствуй!" Г.Мамлина. Студенческий театр Днепропетровского театрально-художественного колледжа.

Этим ходом, совершенно верным в педагогическом плане, постановщик создал себе проблему как режиссеру. Когда от начала до конца играют одни и те же актеры, у них есть время для развития характеров, их отношений. А здесь получалось, что каждый раз следующая пара начинала с нуля.

? – А подхватывать и развивать наработанное до них им еще предстоит научиться.

- Да. Но это не недостаток спектакля, ведь совершенно очевидно, что режиссер рассматривал его прежде всего как учебный и ставил во главу угла педагогическую цель. Ее он безусловно достиг. Как педагог скажу, что это единственно верный подход к учебному спектаклю. Недопустимы попытки режиссеров-педагогов воплотить в учебном театре собственные замыслы, не считаясь со спецификой и задачами учебного театра.

? – Кстати, о пьесе. Мне кажется, что такую драматургию, с плохо прописанным сюжетом, студентам трудно играть. Им сложно найти опору, когда нет сюжета.

- Согласен.

Итак, среди профессиональных коллективов места распределились следующим образом: Гран-при – одесский театр "На Чайной", первое место – студенческий театр "Мастерская Бабаева" киевской академии эстрадного и циркового искусства и второе место – студенческий театр Днепропетровского театрально-художественного колледжа. Спектакль одесситов принес им еще две премии – за лучшую женскую роль (Е.Юзвак) и за лучший актерский ансамбль. Киевляне получили призы за лучшую режиссуру (Д.Бабаев), лучшую мужскую роль (Д.Оцупок) и лучшую мужскую роль второго плана (С.Сосновцев), днепропетровцы – призы за лучшую женскую роль второго плана (А.Хвостенко), за лучшее пластическое решение и за креативность.

(Далi буде)

Profile

ukr_teatr
Людмила Томенчук

Tags

Powered by LiveJournal.com